Рассматривается проблема проектирования и планирования работы объектов транспортной инфраструктуры, имеющих в своем составе склад произвольного назначения, - оценка трудоемкости складских операций, выполняемых той или иной складирующей машиной. На основании приведенных в постановке задачи общих рассуждений выдвигается предположение о том, что эта трудоемкость зависит от объема проходящего через склад грузопотока нелинейным образом. Это выявляет методическую неточность традиционных нормативных рекомендаций по расчету численности парка технологического оборудования и персонала, вовлеченного в складские операции. Данные компоненты являются одними из самых затратных ресурсов, используемых для осуществления технологической деятельности, поддерживающей эксплуатацию портов, терминалов, логистических центров, складов. Показано, что эта неточность будет иметь тенденцию к росту для все более масштабных объектов транспортной инфраструктуры, что может быть связано с высокими экономическими рисками. Авторы предлагают новую методику расчета потребности в ресурсах для складских операций, в основе которых лежит уточненный метод оценки производительности складирующего оборудования. Указанный метод предполагает детальный анализ единичного технологического цикла абстрактной складирующей машины и его зависимость от физических параметров склада, изменение которых зависит от объема проходящего через него грузопотока. Полученные формульные зависимости и сформированные на их основе расчетно-аналитические модели сведены в единый метод, расчеты по которому полностью подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и совпали с данными практических замеров, проведенных на складах контейнерных портов и терминалов. Предложена новая методика, которая может быть рекомендована к использованию в практике проектирования и планирования работы различных объектов транспортной инфраструктуры, имеющих в своем составе склады произвольной природы.
технологическое проектирование, расчет ресурсов, складские операции, анализ операций, моделирование
Кузнецов А. Л. Базовая модель логистических потоков через контейнерный терминал / А. Л. Кузнецов, Е. Ю. Козлова // Эксплуатация морского транспорта. - 2008. - № 2. - 18-20.
Кузнецов А. Л. Классификация и функциональное моделирование эшелонированных контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, А. А. Давыденко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 6 (34). - С. 7-16.
Кузнецов А. Л. Расчет вместимости портового склада с учетом неравномерности работы смежного транспорта / А. Л. Кузнецов, В. А. Погодин, Я. Б. Спасский // Эксплуатация морского транспорта. - 2010. - № 4. - С. 3-19.
Port development. A handbook for planners in developing countries. - Second edition. - New York: UNCTAD, 1985. - 228 p.
Басов Е. А. Сравнительная характеристика доходности по операциям перевалки и хранения контейнеров на терминале / Е. А. Басов // Транспортное дело России. - 2013. - № 6. - С. 197-198.
Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. / Д. Уотерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.
Parola F. The Impact of Multiple-site Acquisitions on Corporate Growth Patterns of International Terminal Operators / F. Parola, T. Nottenboom, G. Satta, J. P. Rodrigue // International Journal of Shipping and Transport logistics. - Vol. 7. - Is. 5. - Pp. 621-648. DOI: 10.1504/IJSTL.2015.072018.
Guerrero D. The waves of containerization: shifts in global maritime transportation / D. Guerrero, J. P. Rodrigue // Journal of Transport Geography. - 2014. - Vol. 34. - Pp. 151-164. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2013.12.003.
Кузнецов А. Л. Сравнение различных методик оценки требуемой вместимости склада при технологическом проектировании контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, Е. Ю. Козлова // Эксплуатация морского транспорта. - 2008. - № 4. - С. 9-14.
Кузнецов А. Л. Оптимизация высоты складирования контейнеров / А. Л. Кузнецов // Речной транспорт (XXI век). - 2008. - №2. - С. 91-93.
Кузнецов А. Л. Количество перемещений контейнеров как функция от высоты складирования / А. Л. Кузнецов, В. А. Погодин // Контейнерный бизнес. - 2008. - № 7 (17). - С. 26-29.
РД 31.3.05-97. Нормы технологического проектирования морских портов. - М.: Изд-во СоюзморНИИпроект, 1998. - 177 с.
РД 31.3.01.01-93. Руководство по технологическому проектированию морских портов. - М.: Изд-во СоюзморНИИпроект, 1993. - 177 с.
Kuznetsov A. Do boxes really have a “digging” effect? / Cargo systems / A. Kuznetsov. - 2008. - Pp. 42-43.
Cho H. Determinants and effects of logistics costs in container ports: the transaction cost economics perspective / H. Cho // The Asian Journal of Shipping and Logistics. - 2014. - Vol. 30. - Is. 2. - Pp. 193-215. DOI:10.1016/j.ajsl.2014.09.004.
Bandara Y. M. Improving logistics management using foldable/collapsible containers: a case study / Y. M. Bandara, V. Garaniya, C. Chin and Z. H. Leong // The Asian Journal of Shipping and Logistics. - 2015. - Vol. 31. - Is. 1. - Pp. 161-185. DOI:10.1016/j.ajsl.2015.03.007.
Schepler X. Global planning in a multi-terminal and multi-modal maritime container port / X. Schepler, Balev, S. Michel, É. Sanlaville // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. - 2017. - Vol. 100. - Pp. 38-62. DOI: 10.1016/j.tre.2016.12.002.
Кузнецов Александр Львович - доктор технических наук, профессор
thunder1950@yandex.ru. kaf_pgt@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Щербакова-Слюсаренко Виктория Николаевна - кандидат технических наук
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Эглит Ян Янович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»