Статья направлена на повышение безопасности судна при морских и речных авариях. Существующие требования СОЛАС-74 и других нормативных документов по обеспечению безопасности и охране человеческий жизни на море требуют проведения регулярной подготовки и обучения экипажей, включая проведение судовых учений и тренировок, направленных на отработку действий в аварийных ситуациях. Эти виды подготовки дополняются и усиливаются требованиями конкретных морских администраций. Анализ морских катастроф, таких как гибель лайнера «Costa Concordia» и парома «Sewol», а также других аварий, связанных с потерями судов и большим количеством человеческих жизней, показывает, что в их основе лежат существенные недоставки в подготовке экипажей к действиям в конкретных аварийных ситуациях. В настоящей статье предлагается проведение маневра поворота (циркуляции) в сторону пробоины и / или крена судна при смещении груза и / или повреждении корпуса. Этот маневр, который для удобства использования судоводителями может быть назван «Курс в сторону крена (пробоины)», если он выполнен своевременно, при наличии достаточной акватории для маневрирования может способствовать уменьшению крена, выравниваю судна, а также облегчению проведения последующих мероприятий по спасению судна, его пассажиров и экипажа в случае морских и речных аварий. Для подтверждения возможности проведения маневра «Курс в сторону крена (пробоины)» в начале спасательных операций при смещении груза и / или получении пробоины судном авторами статьи выполнен анализ эффективности его применения при наиболее известных авариях и катастрофах морских и речных судов, таких как катастрофа лайнера «Costa Concordia», гибель парома «Sewol», гибель лайнера «Булгария», катастрофа траулера «Дальний Восток» и др. Проведенный анализ показывает высокую эффективность своевременного выполнения данного маневра, который способен снизить опасность или предотвратить затопление судна. Дополнительным преимуществом выполнения маневра «Курс в сторону крена (пробоины)» как первого этапа спасательных операций при смещении груза и / или получении повреждения судном является то, что он не мешает проведению других операций по спасению судна, его пассажиров и экипажа, таких как балластировка, подготовка спасательных средств к оставлению судна, которые предусмотрены установленными требованиями. Включение маневра «Курс в сторону крена (пробоины)» как первого этапа спасательных операций при смещении груза и / или получении пробоины судном в судовые учения и тренировки экипажа позволит повысить эффективность спасения судна и даст возможность снизить опасность морских и речных катастроф. Отработка применения данного маневра позволит снизить возможность гибели судов, их пассажиров и повысить эффективность подготовки экипажей при морских и речных авариях.
учения и тренировки экипажа, маневр «Курс в сторону крена (пробоины)», повышение безопасности судов при авариях
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Резолюция ИМО MSC.385(94). - 2014.
Поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками. Резолюция ИМО MSC.386(94). - 2014.
Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (СОЛАС-74).
Международная конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 года, измененная протоколом 1978 г. к ней с поправками (МАРПОЛ 73/78).
Ершов А. А. От «Титаника» до «Costa Concordia» неиспользованные возможности для спасения: монография / А. А. Ершов. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 146 с.
Ершов А. А. Некоторые аварии и катастрофы отечественных и иностранных судов: монография / А. А. Ершов, В. И. Никольский. - СПб.: ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2013. - 196 с.
Ершов А. А. Разработка системы интеллектуальной поддержки судоводителя для снижения опасности столкновений судов: дис. … д-ра техн. наук: 05.22.19; защищена 19.11.2012; утв. 20.05.2013 / Андрей Александрович Ершов. - СПб., 2012. - 366 с.
Ершов А. А. Рекомендации по спрямлению судна при аварии в ледовых условиях / А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 6 (40). - C. 34-42. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-6-34-42.
Ершов А. А. Рекомендации по действия в чрезвычайных ситуациях в ледовых условиях плавания/ А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 1. - С. 17-26. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-1-17-26.
Gao G. X. Breaking the Ice: Navigation in the Arctic / G. X. Gao, L. Heng, T. Walter, P. Enge // Global Navigation Satellite Systems: Report of a Joint Workshop of the National Academy of Engineering and the Chinese Academy of Engineering. - National Academies Press, 2012. - Pp. 229-238.
Логиновский В. А. Моделирование оценки вероятности посадки судна на грунт с помощью нечетких чисел / В. А. Логиновский, А. А. Струков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - № 1 (20). - С. 89-96.
Zubova A. A. Methodology for the Ship to Ship Hydrodynamic interaction Investigation Applying the CFD Methods / A. A. Zubova, D. V. Nikushchenko // Proceedings of the 11th International Conference on Hydrodynamics (ICHD 2014). - Singapore, 2014. - Pp. 328-340.
Zubova A. A. Hydrodynamic interaction phenomena investigations during the ship overtaking maneuver for marine related simulators with the use of CFD methods / A. A. Zubova, D. V. Nikushchenko // Proceedings of International Conference on Marine Simulation and Ship Manoeuvrability 2015 (MARSIM 2015). - Curran Associates, Inc., 2016. - Pp. 672-684.
Бурмака А. И. Стратегия расхождения судов в ситуации чрезмерного сближения / А. И. Бурмака // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 1 (23). - С. 20-22.
Некрасов С. Н. Навигационные риски буксировки судна в стесненных навигационных условиях / С. Н. Некрасов, К. И. Ефимов, Д. В. Трененков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 6 (28). - С. 13-19.
Ершов Андрей Александрович - доктор технических наук, доцент
ershov_63@mail.ru. kaf_mus@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Петухов Павел Игоревич - аспирант
sevarus89@gmail.com. kaf_mus@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Окунев Павел Иванович - аспирант
sevarus89@gmail.com. kaf_mus@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»