Работа выполнена на тренажерах типа DPS 100-GFCA и DPS 100L-MC фирмы Kongsberg Maritime (Норвегия), которые имитируют работу современных длинноходных дизелей 6L90GFCA и 5L90MC фирмы B&W и МАN B&W в составе пропульсивного комплекса крупнотоннажных танкеров, включая все элементы и системы силовой установки при различных условиях эксплуатации. Целью исследований являлась проверка корректности программ, отображающих сложное взаимодействие факторов и параметров при решении комплексных задач, определяющих работу главного двигателя в составе пропульсивного комплекса судна при нарушениях в функционировании основных элементов главного двигателя, а также при работе по «тяжелым» винтовым характеристикам. Подобные задачи относятся к разряду научных исследований. Практическая значимость исследования состоит в корректировке полученных данных, уточнении отдельных задач и особенно в вопросах разработки ограничительных характеристик по тепловой напряженности двигателя. Отмеченные ошибки в моделировании рабочих процессов могут быть полезны для разработчиков тренажеров нового поколения. В ходе исследования и сравнительного анализа, полученных на тренажёре данных, выявлены неточности, недоработки и ошибки в моделировании многих параметров рабочего процесса, а также в особенностях работы двигателя на утяжеленных винтовых характеристиках в ледовых условиях. Показаны рабочие режимы на ограничительных характеристиках по тепловой напряженности дизелей S50MC, UECL, UECLS2, которые приняты за математическую модель для имитируемых двигателей. Разработанные характеристики показаны в линейных и логарифмических координатах. Отмеченные упрощения и даже ошибки в моделировании сложных процессов нельзя считать только негативными. После выполненных слушателями исследований на тренажёрах преподаватель может в интерактивной форме дискуссии или круглого стола провести развернутый анализ корректности полученных результатов в широком аспекте сопутствующих факторов влияния.
тренажёр, компьютерная программа, моделируемые процессы, неточности, упущения, винтовые характеристики, тепловая и механическая напряженность, ограничительные характеристики, Simulator
Соболенко А. Н. Обобщение опыта эксплуатации тренажёров машинного отделения морского судна / А. Н. Соболенко, Ю. А. Корнейчук, Д. К. Глазюк // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2016. - № 2. - С. 59-69.
Международная конвенция о подготовке, дипломировании и несении вахты моряков (ПДМНВ-78/95). - СПб.: Изд-во ЦНИИМФ, 1996. - 552 с.
Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) и руководства по его выполнению. - СПб.: Изд-во ЦНИИМФ, 2014. - 152 с.
Vagabov I. I. Diesel Simulator as Unique Means for Bringing of Marine Engineers’ Competence in Conformity with the Requirements of the STCW 95 Convention / I. I. Vagabov, A. N. Sobolenko, Y. A. Korneychuk // Proc. of 5th Intern. Conf. on Engine Room Simulators (Singapore, 25-26 June 2001). - Singapore Polytechnic and Maritime Academy, 2001. - Pp. 158-166.
Соболенко А. Н. Обобщение опыта тренажёрной подготовки судомехаников / А. Н. Соболенко // Материалы и доклады Междунар. науч.-технич. конф. «Фундаментальные исследования океанотехники и морской инфраструктуры: Теория. Эксперимент. Практика». - Комсомольск-на-Амуре, 2015. - С. 200-203.
Соболенко А. Н. Повышение эффективности и безаварийности работы СЭУ посредством тренажёрной подготовки её операторов / А. Н. Соболенко, Д. К. Глазюк // Рыбное хозяйство. - 2014. - № 1. - С. 12-14.
Kongsberg Maritime [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.km.kongsberg.com/ (дата обращения: 03.04.2018).
Сафин И. В. Анализ опыта и технологии организации тренажерной подготовки по повышению компетенции инженерно-технического персонала судна на уровне управления в предрейсовый период / И. В. Сафин, К. Л. Обертюр // Судовые энергетические установки. - 2011. - № 28. - С. 92-98.
Дорогань О. И. Cредства поэтапной подготовки специалистов по эксплуатации судового оборудования / О. И. Дорогань, В. М. Рябенький, А. О. Ушкаренко // Науковий вісник Херсонської державної морської академії. - 2014. - № 1. - С. 85-93.
Боран-Кешишьян А. Л. Надежность эргатических составляющих морских тренажерно-обучающих систем / А. Л. Боран-Кешишьян, Е. В. Хекерт // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2012. - № 2. - С. 99-102.
Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания: в 2 т. / И. В. Возницкий, А. С. Пунда. - М.: Моркнига, 2008. - Т. 2. - 470 с.
Кучеров В. Н. Проверка корректности программ тренажеров «Dieselsim» и построение ограничительных характеристик по тепловой напряженности дизелей / В. Н. Кучеров // Вестник морского государственного университета. - 2016. - № 74. - С. 114-118.
Кучеров В. Н. Условия охлаждения и повышение надежности цилиндропоршневой группы судовых малооборотных дизелей: дис. … канд. техн. наук / Владимир Никанорович Кучеров. - Л.: ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова, 1986. - 331 c.
Кучеров В. Н. Работа дизеля по швартовной характеристике / В. Н. Кучеров // Вестник морского государственного университета. Серия: Судостроение и судоремонт. - 2015. - № 69. - С. 45-50.
Гаврилов В. С. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок / В. С. Гаврилов, С. В. Камкин, В. П. Шмелев. - М.: Транспорт, 1975. - 295 с.
Кучеров Владимир Никанорович - кандидат технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Морской государственныйуниверситет имени адмирала Г. И. Невельского»