РАЗРАБОТКА ГРЕБНОГО ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ

Аннотация

Проанализирован процесс создания вентильно-индукторных двигателей, являющийся в настоящее время перспективным направлением для судов с электродвижением. Отмечается, что опыт успешного создания образцов корабельных вентильно-индукторных приводов предопределил реализацию в целях проверки расчетных методик и конструктивных решений образца вентильно-индукторного двигателя мощностью 500 кВт. Выбран вариант девятифазного вентильно-индукторного двигателя с традиционной конструкцией магнитной системы и соответствующим числом инверторов. Показано, что управление многофазным преобразователем от одного микроконтроллера становится нерациональным из-за ограниченного числа специализированных дискретных выводов, а эффективное управление во всем диапазоне частот производится временными параметрами и амплитудой напряжения. Для оценки регулировочных свойств вентильно-индукторного двигателя мощностью 500 кВт на стенде получены нагрузочные характеристики, из которых следует, что электропривод устойчиво работает в диапазоне частот 200-850 мин-1 и нагрузки 10-100 % как в двигательном, так и в генераторном режиме. Выполнена экспериментальная оценка совместной работы вентильно-индукторного двигателя как в двигательном, так и в генераторном режиме при наличии механической связи между их валами и электрической связи по цепям питания. Приведены графики токов двигателя и генератора, а также восстановленные по ним графики индуктивностей соответственно. Кроме того, рассмотрены фазовые портреты цикла коммутации фазы в двигательном и генераторном режимах при взаимном нагружении вентильно-индукторного двигателя. Все эти испытания позволили в короткие сроки создать вентильно-индукторный двигатель для судна-снабженца «Виктор Конецкий», успешно эксплуатируемого на флоте, а также выполнить ряд технических проектов вентильно-индукторного привода для систем электродвижения мощностью 4-13 МВт.

Ключевые слова

электропривод, гребной электрический двигатель, вентильно-индукторный двигатель, инвертор, энергия

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы















Об авторах

Романовский Виктор Викторович - доктор технических наук, профессор

kaf_edas@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Никифоров Борис Владимирович - доктор технических наук, профессор

boris.nic-b@yandex.ru. kaf_edas@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Макаров Арсений Михайлович - аспирант

makar_tnt@mail.ru. kaf_edas@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»