МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрена диспетчеризация геопространственных процессов судов, являющаяся одним из важнейших процессов обеспечения навигационной безопасности и эффективности водного транспорта,представляющая собой контроль и координацию управления геопространственными процессами водного транспорта, т. е. процессами движения судов во времени и географическом пространстве, для достижения максимальных показателей результативности, реализации графиков движения, производственной программы и других параметров при безусловном выполнении требований навигационной безопасности. Отмечается, что особенность диспетчеризации водного транспорта состоит в постоянном изменении обстановки, корректируемости и некоторой противоречивости графиков, схем движения судов и др. Сформулированы основные задачи диспетчеризации водного транспорта, такие как контроль навигационного состояния и безопасности движущихся судов, а также соблюдение планов и схем движения на акваториях. Подчеркивается, что современная эффективная диспетчеризация водного транспорта подразумевает реалистичный баланс между целями навигационной (геопространственной) безопасности и производственными задачами.Рассмотрены возможности ситуационного управления, реализуемые в рамках диспетчеризации геопространственных процессов водного транспорта, которые позволяют добиться повышения результативности и улучшения качества эксплуатации флота страны. Отмечается, что диспетчеризация пространственными процессами водного транспорта с использованием средств ситуационного управления и цифровых картографических наборов данных тесно связана с воплощением в жизнь более развитой модели обработки данных в комплексах автоматизации управления движением судов водного транспорта. Предлагаемая в данной статье модель ориентирована, в частности, не на обработку данных о каждом судне, а на отслеживание пространственных ситуаций на фоне данных о географическом театре, а также оценку их опасности. Именно в этом представляется реализация информационной составляющей ситуационного управления для диспетчеризации геопространственных процессов водного транспорта, и ее содержательному раскрытию посвящена данная статья.

Ключевые слова

диспетчеризация геопространственных процессов, ситуационное управление, цифровые картографические данные, пространственные данные, водный транспорт, Scheduling the geospatial processes

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы




















Об авторах

Ивакин Ян Альбертович - доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

ivakin@oogis.ru

Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН); АО «Концерн «ОКЕАНПРИБОР»

Потапычев Сергей Николаевич - кандидат технических наук, старший научный сотрудник

potapychev@mail.ru

Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН); АО «Концерн «ОКЕАНПРИБОР»

Ивакин Роман Янович - инженер-исследователь НИИ «Технологии связи»

romanivakin2018@yandex.ru

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича