СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ ТАНКЕРА В УСЛОВИЯХ ШТОРМА

Аннотация

Предложены способы эффективного маневрирования танкера в условиях шторма для сохранения возможности обеспечения безопасности судна и поддержания скорости движения по заданному маршруту. Под эффективным маневрированием можно понимать своевременное изменение курса судна для снижения опасных последствий плавания в штормовых условиях без значительного снижения скорости движения по изначально заданному пути. Отмечается, что штормовое плавание приводит к неблагоприятным, а иногда и катастрофическим последствиям для судна, его груза и экипажа; бортовая качка с большой амплитудой, особенно в условиях резонанса, может приводить к потере груза, повреждению устройств и оборудования, а иногда, в случае снижения остойчивости, - к опрокидыванию судна, удары днищем о волны (слемминг)и удары в развал бортов (слеппинг) - к повреждению корпуса судна, разрушению креплений судовых механизмов и устройств, вплоть до их полного отрыва, к появлению водотечности, а в наиболее неблагоприятных условиях - к разрыву обшивки и / или разлому судна с его последующим затоплением. В качестве доказательных примеров приведены крушения лайнера «Эстония», танкеров «Эрика» и «Престиж», контейнеровоза «Мол Комфорт» и др. Подчеркивается, что с точки зрения эксплуатации судна судовладельцем и грузоотправителем наиболее существенным является дополнительное увеличение сопротивления движению судна в штормовых условиях, приводящее к снижению скорости судна по заданному маршруту. Рассматриваемые вопросы обеспечения заданной скорости и безопасности доставки грузов морем, включая штормовое плавание, становятся основной транспортной логистики и развития новых портов. Предлагаемый в настоящей статье способ эффективного последовательного маневрирования танкера в шторм - «12-60» - показывает возможность комплексного решения проблем безопасности и сохранения скорости движения судна по заданному пути. Результаты настоящей статьи дают широкие возможности для оптимизации рейсовых расходов и уменьшения ходового времени в условиях штормового плавания при грузовых и балластных переходах в условиях штормового плавания танкеров и других типов судов.

Ключевые слова

эффективное маневрирование судна в шторм, обеспечение безопасности штормового плавания, сохранение времени рейса

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы













Об авторах

Ершов Андрей Александрович - доктор технических наук, доцент

ershov_63@mail.ru. kaf_mus@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Буклис Петр Игоревич - аспирант

petyunyaaa@mail.ru. kaf_mus@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Развозов Сергей Юрьевич - доктор технических наук, профессор

kaf_mus@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»