Настоящая статья посвящена вопросам имитационного моделирования сложных транспортных узлов и систем. Рассматриваются морские угольные терминалы, являющиеся комплексными транспортными узлами, выполняющими конечные операции железнодорожного транспорта и начальные операции морского транспорта, составляющие единый транспортный процесс перевозки угля. В международной и отечественной транспортной науке морские терминалы зачастую рассматриваются как системы массового обслуживания, основные принципы и закономерности работы которых объясняются с помощью методов теории массового обслуживания. Однако применение при проектировании и расчетах показателей работы морских угольных терминалов исключительно методов теории массового обслуживания зачастую ведет к недостоверным и заниженным результатам в связи с большим количеством стохастическихпроцессов, происходящих на терминалах при обслуживании входящих заявок транспорта. Данное обстоятельство обусловлено значительным количеством скрытых факторов, влияющих на качество и интенсивность обслуживания заявок транспорта, а также наличием внутреннего параллелизма процессов. В этой связи в современном научном сообществе методы имитационного компьютерного моделирования признаны наиболее адекватным инструментом для решения подобного рода задач. Создание цифровых аналогов сложных морских транспортных узлов в компьютерных программах и дальнейшее проведение имитационных экспериментов позволяет получать гораздо более точные и наглядные результаты о планируемых показателях работы морских терминалов, а также дает достоверные сведения о степени влияния тех или иных факторов на процессы их работы. Для проведения моделирования в работе выбрана среда Anylogic, с помощью элементов которой была создана цифровая копия тылового грузового фронта морского угольного терминала, осуществляющего обслуживание заявок сухопутного транспорта. В статье приведено подробное разъяснение принципов и подхода к созданию цифровой модели, уточнены все внутренние связи элементов цифрового двойника, приведены сведения о вариантах настройки и управления моделью, а также дана краткая информация о полученных результатах.
имитационное моделирование, морские порты, угольные терминалы
Мазуренко Ольга Игоревна - аспирант
mazyrenko.olga@gmail.com. kaf_kevt@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Русинов Игорь Александрович - доктор технических наук, профессор
makarovka@inbox.ru. rusinovia@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»