ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНТА НА СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ МОДЕЛИ МАЛОГО ПАССАЖИРСКОГО СУДНА

Аннотация

В работе исследованы возможные изменения сопротивления воды движению малых пассажирских судов в процессе эксплуатации вследствие перемещения пассажиров. Отмечается, что при проектировании таких судов модельные испытания не проводятся, а расчеты ходкости выполняются по прототипу или с помощью методов, основанных на серийных испытаниях. Кривые буксировочного сопротивления, полученные таким образом, соответствуют посадке на ровный киль, что может привести к ошибкам в определении потребной мощности, достижимой скорости и требуемых параметров движительного комплекса. Для определения этого влияния в опытовом бассейне Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова были выполнены испытания модели судна с обводами и соотношениями размерений, характерными для прогулочно-экскурсионных судов, эксплуатирующихся на реках и каналах Санкт-Петербурга: отношение длины к ширине - 4,00, ширины к осадке - около 7,10, коэффициент общей полноты - 0,57. Приведены экспериментально полученные кривые коэффициентов остаточного сопротивления для трех вариантов посадки: на ровный киль, с дифферентом на нос и с дифферентом на корму. Кривые для модели без дифферента и с дифферентом на корму практически совпадают, а дифферент на нос ведет к увеличению коэффициента остаточного сопротивления на величину до 1,0∙10-3. Испытания проводились в условиях тихой глубокой воды для чисел Фруда от 0,14 до 0,35. Показано, что влияние дифферента на сопротивление зависит от скорости движения. Предложено при проектировании движительных комплексов малых пассажирских судов вносить надбавку к значениям коэффициента сопротивления с целью учета возможных изменений дифферента.

Ключевые слова

судно, ходкость, сопротивление, модельные испытания, остаточное сопротивление, посадка, дифферент

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы












Об авторах

Ушаков Константин Михайлович - старший преподаватель

lotinskey@yandex.ru. kaf_shipbuilding@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»; ООО «Форсс технологии»